Народы Прикубанья в I тысячелетии до н.э.

Исторические хроники Кавказа

Первобытнообщинный строй на Кавказе

Народы Прикубанья в I тысячелетии до н.э.

Античные колонии. Боспорское царство.

Тмутараканское княжество на Таманском полуострове

Появление и развитие феодальных отношений в Адыгее

Первые русские переселенцы на Северном Кавказе

Присоединение Прикубанья к России во 2-й половине 18 веке

Русско-турецкая война
1768-1774, 1787-1791

Переселение черноморских
казаков на Кубань в 18 веке

Восстание казаков 1797 года, "Персидский бунт"

Участие кубанцев в Отечественной войне 1812 года

Ссыльные декабристы на Северном Кавказе

Развитие Северного Кавказа в первой половине 19 века

Кавказская война 1817 - 1864 годов

Крымская война. Военные действия на Тамани

Культура Северного Кавказа в первой половине 19 века

Буржуазные реформы 60 - 70-х годов

Развитие Кубани во второй половине 19 века

Революционные движения в 70-80-х годах 19 века

Начало пролетарского движения на Северном Кавказе

Культурное развитие Кубани во второй половине 19 века

Гибель генерала Корнилова

Кавказ в годы ВОВ

На Майкопском направлении

Трагедия в Новопрохладном

Немецкое кладбище под Апшеронском

В те времена, когда скифы проживали в степной зоне Северного Причерноморья, племена меотов заселили Прикубанье и восточное Азовское побережье. Они походили на скифов по занятиям и культуре, образу жизни, но они относились к кавказской группе племен. В 8 и 7 веках до н. э. складывается меотская культура, своими корнями уходящая в эпоху бронзы. На протяжении своей истории меоты вступали в довольно тесные связи с кочевыми ирано-язычными племенами. Первоначально с киммерийцами, позже со скифами и, затем, с сарматами. Киммерийцы населяли степные площади Северного Причерноморья, были степняками-кочевниками. Общепризнанным считается пребывание киммерийцев также в степях правобережья Кубани. Оттуда они двинулись в Переднюю и Малую Азию через Закавказье.

Часть меотских племен, степных районов Прикубанья, имела кочевой образ жизни. Они разводили отары овец, огромные табуны лошадей, стада крупного рогатого скота, передвигались с места на место на новые пастбища. Недалеко от аула Уляп, в кургане с вождем было захоронено около 500 лошадей. Но основное население составляли земледельцы, которые жили оседло небольшими поселками у рек и лиманов. Очень много поселений было на правобережье реки Кубань. Крутые берега реки давали надежную защиту от врагов. С напольной стороны селения окружались рвами и земляными валами. Иногда по валу ставились крепостные стены из двух рядов плетня с землей между ними. За такими стенами находились небольшие глинобитные хатки, крытые соломой или камышом.

Селения оживали с первыми лучами солнца. Пастухи выгоняли стада коров и овец, в поле выходили пахари, к реке шли рыбаки. Поля пахались деревянным плугом, в него впрягались несколько волов. Сеялась пшеница, просо, ячмень. Хранили зерно хранилось в ямах - зернохранилищах. Каменные ручные "мельницы" находились во дворах - это деревянный столик с вертикальной стойкой и двух квадратных каменных плит (жернова).

Кроме земледельцев и скотоводов, население поселков составляли также ремесленники. Временами на окраине селения вздымались плотные столбы дыма, значит, гончары затапливали печи для обжига посуды. Самые разнообразные сосуды делали древние мастера - кувшины с различными формами и размерами, чаши, миски, кружки, бокалы и др. Часть кувшинов расписывались розовыми и красками белыми. Наряду с гончарами были другие мастера: кузнецы, литейщики, металлурги, оружейники, столяры, плотники, кожевники, сапожники, ювелиры, косторезы. В каждом домике находился ткацкий станок - женщины пряли пряжу.

Изредка к селению причаливали большие гребные суда с различными товарами. Население спешило к месту торжища. Боспорские купцы привозили дорогие разноцветные ткани, сверкающие на солнце медные панцири и шлемы, бусы и золотые украшения, другие изделия ремесленников боспорских городов. Происходил обмен привозимых товаров на местные - кожу, меха, зерновой хлеб, вяленую рыбу и "живой" товар - рабов (военнопленные, продавались в рабство грекам). Во главе становится военачальник. Равенство в роде или племени теряется, проявляются знатные и богатые семьи. Вождей хоронят в больших курганах с роскошным обрядом погребения. Как и скифы, меоты умерщвляли слуг вождя, его рабынь и рабов, лошадей и вместе со своим владыкой погребали в могиле.

Меоты имели свою систему религиозных верований это было обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся меотам в виде бога солнца света, огня, бога дождя, грозы, бога леса, бога моря и других богов. У меотов были очень значимым культы почитания умерших родственников, погребальные обряды. Рядовое население хоронило своих покойников в простых неглубоких ямах, при этом тело помещалось в яму в скорченном положении, на общих кладбищах. В могилу опускались предметы, которые как им казалось, могли понадобиться умершему в стране мертвых, а также личные вещи умершего: воину - оружие, женщинам - украшения. Туда же укладывались дары от родных и близких умершего. Над захоронением делалась земляная насыпь - курган.

Меоты в III-IV веках нашей эры были вытеснены с правобережья реки Кубани новыми кочевыми племенами в Закубанье. Они не исчезли, как скифы, а в более позднее время с племенами Черноморского побережья образовали адыгейскую народность. Поэтому меоты считаются коренным населением Северо-Западного Кавказа, относятся к кавказской языковой семье. Подтверждение этому являются как археологические памятники, так и лингвистические данные - названия племен, собственных имен, географические названия



Copyright © 2008 KISHAR.RU Все права защищены.
Копирование и перепечатка материалов сайта запрещены.